Общественный транспорт Турции

Эксперты Travel The World о том, что представляет из себя общественный транспорт Турции — поезда, корабли, самолеты, метро и такси.


Турция является важным транспортным перекрестком на пути из Азии в Европу и на пути из Черноморского региона через Босфор в сторону Средиземноморья и Суэцкого канала. Кроме того, транспортная инфраструктура рассчитана на ежегодное прибытие миллионов туристов. Через страну проложены нефте- и газопроводы. По этим причинам транспорт в Турции очень развит и является ее сильной стороной.

Железнодорожный транспорт

Ширина железнодорожной колеи в Турции соответствует европейским нормам и составляет 1435 мм. Железные дороги связывают страну с Болгарией, Грецией и Ираном. Раньше действовали ветки, ведущие в Армению и Сирию, но сообщение с первой страной было прервано по политическим мотивам, а со второй по военным соображениям.

Строительство железных дорог было начато в середине XIX столетия. На то время их прокладывали в обход горных цепей, и только с XX века было начато строительство тоннелей. Многие дороги извилисты и из-за этого путешествие железнодорожным транспортом по территории Турции занимает больше времени, чем на автомобиле. Наиболее крупным и технически совершенным можно назвать тоннель Мармарай, который проложен под Босфором. Его длина составляет 14 километров.

Основными железнодорожными узлами страны являются Анкара, Стамбул и Измир. Между ними курсируют экспрессы. Монополия на перевозки сосредоточена в руках компании Turkish State Railways. И все же для такой страны сеть железных дорог недостаточно развита. Так, из Стамбула в Анталию добраться поездом не получится, на этот курорт не проложена ветка ж/д.

Вагоны турецких поездов делятся на спальные и с сидячими местами. Для них существуют разные проездные билеты. Внутренний турецкий проездной Tren Tur для спального вагона называется Yatakli, его стоимость составляет 230 USD на 30 дней. Карта Tren Tur категории Ekspres предназначена для вагонов второго класса, ее стоимость составляет 50 USD на тот же срок. Туристы могут пользоваться и европейскими проездными Eurodomino, Balkan Flexipass, Eurail и Inter-Rail.

Водный транспорт

Государственная компания Turkish Maritime Lines сосредоточила в своих руках большую часть морских перевозок. Кроме нее, в Турции есть несколько частных морских перевозчиков. Лидирующим по перевозкам портом является Стамбул. Кроме него, на северном побережье действуют порты Самсун и Трабзон, на западном – Бодрум, Кемер и Мармарис, на южном – Мерсин и Аланья. Через Босфор пассажиров перевозят на катерах и пароме. Посадка осуществляется на причалах Yenikapı, Kabataş и Kadıköy. Регулярное сообщение налажено с греческими Эгейскими островами, Италией и Северным Кипром.

Для оплаты проезда на морских трамваях, которые курсируют в азиатскую часть Стамбула, можно использовать электронный чип «акбиль». Его выдают в киосках за депозит в 6 лир, а нужную для пополнения сумму пользователи выбирают сами. Система оплаты через «акбиль» распространяется также на ж/д транспорт, автобусы и метро.

Обычный билет на стамбульский паром стоит 1,65 лиры. Стоимость парома из Стамбула в Бурсу составляет 25 лир, в Измир – 56 лир, в Трабзон – 85–240 лир (в зависимости от сезона).

Воздушный транспорт

Главные воздушные ворота страны находятся в Стамбуле (аэропорты им. Кемаля Ататюрка и Сабиха Гёкчен) и в Анкаре (Эсенбога и Этимесгут). Всего же сеть воздушных сообщений охватывает свыше 50 городов Турции, в некоторых из них открыто по два аэропорта. Внутренними перевозками занимаются компании THY и THT, активное участие принимают также Turkish Airlines, Pegasus, Sun Express, Atlasjet. Из-за тотальной конкуренции цены на внутренние перевозки невелики и составляют 75–120 USD за билет.

Метро

В Стамбуле существует три вида метро:

  • наземное метро, лишь небольшие участки которого уходят под землю. Его еще называют «легким метро»;
  • метро, которое имеет подвесные вагоны по типу фуникулера. Его единственная линия проходит под землей и выходит на Галатский холм. Второе название этого транспорта – «тюнель»;
  • обычное метро, которое начали строить всего лишь в 1992 году. Дело в том, что сложности проекта приводили к постоянному откладыванию строительства.

Жетоны стоят 4 лиры, вместо них можно использовать «акбиль». Продаются и проездные талоны, десять поездок по которым обойдется в 30 лир, три поездки в 10 лир. Длительной проездной называют «Синей картой», она действует на 180 поездок и стоит 170 лир.

В Анкаре открыты подземное и «легкое» метро. В Бурсе и Измире также существуют линии метро. В Турции принят амбициозный проект строительства ветки метро, которая должна связать Стамбул с его азиатской частью линией под проливом Босфор.

Такси

Этот вид транспорта в Стамбуле и на турецких курортах туристы предпочитают больше всего. Такси делятся на обычные и «долмуши». Первые представляют собой ярко-желтые машины со всеми атрибутами: «шашечками» и счетчиком. Вторые принадлежат частным владельцам и относятся к категории маршруток. Их отправление происходит по мере заполнения салона пассажирами, количество мест варьируется от 7 до 15. Такси – это единственный вид транспорта в Турции, где проезд нельзя оплатить «акбилем».

В последнее время турецкие власти решили перейти с оплаты по системе «акбиль» на «истанбулкарт». Эта сеть еще только открывается, но оплачивать проезд таким способом станет еще дешевле. Что касается общественного автобусного транспорта, то он может доставить туристам только боль в голове и других частях тела. Расписание движения непонятное, в обозначениях автобусов без помощи турок не разберешься, а сиденья в салоне неудобные.

Booking.com